Развернуть

Оборудование

МК30Т-50Шасси - 10х10. Макс. тяговое усилие инжектора - до 36 200 кг*с. Диаметр БДТ - до 60,3 мм.

МК30Т-10Шасси - 10х10. Макс. тяговое усилие инжектора - до 27 200 кг*с. Диаметр БДТ - до 50,8 мм.

МК40Т-10Шасси – IVECO 10х10. Макс.тяговое усилие инжектора – 45 900 кг. Диаметр БДТ – до 60,3 мм.

МК20Т-60Шасси – MAN 8x8. Макс.тяговое усилие инжектора – 27 200 кг. Диаметр БДТ – до 44,45 мм.

МК30МБлочное исполнение. Макс. тяговое усилие инжектора - до 45 400 кг*с. Диаметр БДТ - до 60,3 мм.

Спрос на колтюбинг будет расти - Новости

30.09.2010

Еще совсем недавно, всего какой-то десяток лет назад, участники одной из первых конференций по колтюбинговым технологиям – маститые ученые и руководители министерств и ведомств – до хрипоты спорили, как называть по-русски это новшество – технологию с применением гибкой стальной трубы. Сошлись на термине «колтюбинг». И хотя до сих пор не все филологи согла-шаются с подобной транслитерацией, в чем-то там противоречащей каким-то лингвистическим правилам, слово прижилось. Оно отлично «гуглится» и «яндексится», что указывает на его несомненную активность в языке.  Оно даже успело приобрести символическое значение. Как слово «цифра» в ххI веке стало обозначать широчайший ассортимент разнообразных приборов, созданных на основе современных цифровых технологий (фотоаппаратов, диктофонов, телевизоров, плееров и т.п.), так слово «колтюбинг» символизирует самое прогрессивное оборудование для современного нефтегазового сервиса.  Колтюбинг развивается и как самостоятельное направление, и как важная составляющая направленного бурения, и  как «компаньон» ГРП.

С каждым годом колтюбинговые технологии становятся в России все более популярными. Растет количество установок на вооружении как нефтегазодобывающих, так и сервисных компаний, их число уже приближается к 140,  расширяется номенклатура операций, осваиваются новые воз-можности обслуживания скважин с помощью экономичных и надежных гибких труб. Например, ООО «Газпром подземремонт Уренгой», самым крупным предприятием в структуре Газпрома, специализирующемся в области ремонта скважин, в период с 2001 по 2008 год с помощью колтюбинговых установок производства СЗАО «ФИДМАШ» было проведено порядка тысячи ремонтов, в том числе таких уникальных операций, как селективные закачки водоизолирующих составов с применением надувных пакеров, спускаемых на гибкой трубе. Специалистами сервисных подразделений ОАО «АНК «Башнефть» впервые с использованием колтюбинговой установки были проведены мероприятия по удалению столба жидкости из забоя и интенсификации притока газа. До обработки дебит скважины по газу составлял 4000–6000 м 3/сутки, а после обработки вырос до 12 000 м3/сутки. Также в Башнефти была разработана и успешно осуществляется комплексная программа работ с помощью колтюбинга по фонду добывающих скважин, оборудованных УШГН. В рамках этой программы  была закуплена модернизированная специальная установка МК10Т и внедрена технология ремонта скважин колтюбинговым оборудованием по межтрубному пространству без глушения и подъема ГНО. ООО «Койлтюбинг-Сервис» с помощью установки МК20Т  и специально разработанного растворителя удалось ввести в эксплуатацию скважину, бездействовавшую в течение двадцати лет, а ООО «Татнефть-АктюбинскРемСервис» с помощью установки МК20Т – провести с баржи работы по переликвидации скважины, расположенной в акватории реки в зоне подтопления. Конечно, самыми востребованными остаются наиболее простые операции: очистки НКТ от АСПО и обработки призабойной зоны пласта. Таких ремонтов проводятся тысячи и тысячи.  Но иногда и они становятся уникальными. Специалистам ООО «Интегра-Сервисы» однажды пришлось заканчивать промывку скважины при температуре -42 °С. Начинали обработку при -27 °С, но погодные условия изменились, а трехпластовую скважину глубиной порядка 3000 м нужно было домыть. И люди, и колтюбинговая установка МК20Т вышли из этой экстремальной ситуации победителями.

В настоящее время на сегмент ТКРС в общем объеме сервисных услуг приходится 25%. Рынок нефтегазового сервиса демонстрировал устойчивый рост (22,0–24,5%  с 2002 по 2008 год), и одной из причин этого роста было изменение портфеля услуг, в который стали все шире включаться колтюбинговые технологии. Однако продвижение прогрессивных технологий нефтегазового сервиса хотя и было неизменно поступательным, скорость этого продвижения в последние год-полтора несколько замедлилась. Мировой экономический кризис, следствием которого явилось сначала значительное падение, а затем непрогнозируемые (хотя и с положительным приростом) колебания цен на нефть и газ, привел к замедлению темпов роста нефтегазового сервиса. В Западной Сибири, ключевом нефтегазодобывающем регионе России, темпы добычи сокраща-лись два последних года подряд. В 2008 году снижение составило 1,2%, а в 2009 году – уже 2,5%. Снижение добычи в старых регионах в значительной мере компенсировалось введением в экс-плуатацию новых месторождений: Ванкорского (Роснефтью), Тиман-Печоры (Лукойлом), Талаканской группы (Сургутнефтегазом), Верхнечонского (ТНК-ВР), а также интенсивного освоения Сахалина и его шельфа. Однако недостаточная развитость инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке способна в обозримом будущем существенно ограничить темпы развития нефтегазосервиса в этих регионах.

В 2008 году в целом по России на 5,5% сократилось количество операций по текущему и капитальному ремонту скважин. В 2009 году сокращение составило 6% – до 129,8 тыс. операций в абсолютном выражении.  На фоне уменьшения числа текущих ремонтов доля КРС, в том числе с использованием колтюбинга, в прошлом году продолжала расти ввиду увеличения потребностей заказчиков во все более сложных операциях. При этом средняя продолжительность КРС в 2009 году снизилась до 302,7 часов, а общее количество бригадо-часов КРС – до 10,3 млн часов. Загрузка мощностей у бригад КРС выросла в прошлом году до 23,8 капитальных ремонтов на одну бригаду. Думается, что эти показатели смогли появиться не без внедрения прогрессивных технологий.

В прошлом (№32) выпуске нашего журнала был опубликован обширный материал, обобщающий опыт применения колтюбинга в осложненных условиях Ванкорского месторождения. Авторы к осложненным условиям относят не только и не столько проблемы инженерные, сколько проблемы эксплуатационные, прежде всего ограниченность в коммуникациях: недостаток дорог, которыми можно было бы пользоваться круглый год, и непредсказуемое «поведение» зимников, пригодных к эксплуатации только при минусовых температурах. Во все остальные периоды для доставки грузов приходится прибегать к вертолетам или, там где есть реки, баржам. Авторы статьи отмечают также, что транспортировка барабанов с гибкой трубой к Ванкорскому месторождению является рентабельной, только если осуществлять ее по зимнику.

Можно предположить, что эксплуатационные проблемы аналогичны для всех новых регионов нефтегазодобычи. Поэтому даже при самом успешном их освоении старые регионы не утратят своего значения. Развитая сеть дорог и других инженерных коммуникаций, уютные города и по-селки нефтяников и газовиков, построенные всем миром во времена Советского Союза – вся эта инфраструктура экономически оправдывает сохранение в эксплуатации старого фонда скважин, тем более в условиях роста цен на черное золото. Прогнозы здесь обнадеживающие. Специали-сты предполагают, что уже в следующем году мировые цены на нефть могут побить отметку в 100 долл./барр. Локомотивом роста станет Китай, экономика которого продолжает набирать обороты. Если эти прогнозы оправдаются, российские нефтяники получат дополнительные доходы. Рост нефтяных котировок повлечет за собой увеличение спроса на углеводородное сырье, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие всей нефтегазовой отрасли. В этих условиях неминуемо значительное повышение спроса на нефтегазосервисные услуги, на качественный ремонт скважин, поскольку он способен давать быструю отдачу: ведь заниматься разведкой и бурением намного хлопотнее и дороже! Гораздо логичнее и дешевле увеличивать добычу за счет качественного сервиса.

Тенденция просматривается отчетливо, однако при подобном ходе рассуждений нередко упускается  какое-нибудь «но». В данном случае ключевое слово – «качественного». Современный нефтегазовый сервис – это высокопродуктивное оборудование, прогрессивные технологии и обученные кадры. Наиболее востребованы заказчиками будут те компании, которые всеми этими составляющими обладают. А тот, кто привык работать по старинке и мало заботиться об интеллектуальной составляющей предоставляемых услуг и об оснащении соответствующим оборудованием, в условиях неизбежного роста спроса на высокотехнологичные операции вполне может свою долю рынка потерять.

Именно внедрение новых технологий на базе гибких труб и систем направленного бурения – гарантия устойчивого развития сервисных компаний, конкуренция между которыми будет усиливаться. В этих условиях, согласно прогнозам, будет расти популярность зарезки боковых стволов (ЗБС). Рынок ЗБС увеличится за ближайшие пять лет более чем в три раза: с $466 млн в 2009 году до $1,3 млрд в 2015 году, когда годовое число операций может составить более 2,5 тыс. Актуальным, особенно для новых скважин, останется ГРП. Очень хорошие перспективы у операций по оптимизации режимов, у разнообразных воздействий на призабойную зону.  В старых регионах будет нарастать потребность в ремонтно-изоляционных работах. Ожидается бурный  (с 36 тыс. в 2009 году до 56 тыс. в 2015 году) рост операций по цементированию, особенно по цементированию при КРС.  Рынок ТКРС к 2015 году тоже значительно вырастет – до $5,6 млрд.

Нефтегазовый сервис становится высокотехнологичной отраслью.  Потребность в высокопродук-тивном оборудовании, квалифицированном персонале и опережающих знаниях о новых технологиях неуклонно нарастает. Это понимают и заказчики, и подрядчики, и производители оборудования.   Значит, у черного золота светлые перспективы.